11:14 

просто мнение

Tille
Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Я думаю, что дети с ограниченными возможностями, которые могут, тем не менее, посещать обычные средние школы, обязательно должны там учиться. И думаю, что даже в тех средних школах, где нет таких детей, обязательно нужно проводить уроки, где будут учить общаться с людьми, у которых есть ограничения по зрению или слуху, с трудностями в самостоятельном передвижении и т.д. Потому что это на самом деле не так просто, и многие взрослые люди испытывают неловкость при столкновении, например, с человеком, перемещающимся коляске. Даже сочувствующие люди, желая помочь, часто не знают, как предложить эту помощь? К кому правильно обратиться с предложением помощи - к самому человеку, или к его сопровождающему? Как сформулировать такое предложение, чтобы человеку не было обидно? Было бы здорово, если бы этой теме уделили больше внимания, выпустили передачи на ТВ и радио. А то, при всем желании, можно найти разве что список правил в сети.

@темы: Мысли вслух

URL
Комментарии
2012-04-17 в 12:14 

Hali
"Trust me, I'm an improviser" (c) Owen Harper
Да, однозначно! И ведь так уже сделано много где на Западе, и видно, что такой подход отлично работает! То есть, конечно, дети все равно докапываются друг до друга, но оно там как-то... на равных. До тебя могут докапаться, если ты инвалид, если у тебя синдром Дауна, если ты гей, если ты толстый, если у тебя цвет кожи не как у большинства в этой школе, если ты носишь очки, если нестандартно одеваешься, если слишком умный, если слишком глупый и т.д. и т.п.. дети с ограниченными возможностями как бы "свои" в этом плане - что-то естественное.

И ведь не так это сложно. Всего-то можно начать с соответствующих уроков в начальной школе.

2012-04-17 в 12:21 

Tille
Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Hali, так там и программы "против буллинга" (т.е. против травли) есть. И не считается, что "дети всегда кого-то гнобят, это нормально".

URL
2012-04-17 в 12:24 

Hali
"Trust me, I'm an improviser" (c) Owen Harper
Tille, ну, с буллингом им еще бороться и бороться, но здорово, конечно, что они признает существование и серьезность этой проблемы, и говорят о ней. До этого нам, боюсь, далеко. У нас все больше о великодержавности высшие власти толкуют, а не о реальных бедах. :-(

2012-04-17 в 12:52 

Tille
Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Hali, буллинг, к сожалению, действительно неистребим. Т.е. его с каждым следующим поколением детей нужно "пролечивать" заново, т.к. отторжение непохожего - это что-то глубоко инстинктивное, как мне кажется. А люди еще слишком зверушки, чтобы совсем без этого жить.

URL
2012-04-17 в 12:53 

Hali
"Trust me, I'm an improviser" (c) Owen Harper
Угу.(

2012-04-17 в 19:08 

Maive
Слова и вещи не оставляйте без присмотра(с).
Слушай, да! вот прямо да!!!
Даже если не говорить о замкнутых сообществах, куда загоняют людей по физическому признаку, что уже очень и очень плохо.
Люди и правда обычно не умеют предлагать помощь - и просить тоже не умеют, что гораздо важнее, и отвечать на просьбу не умеют.
Здесь как-то проще. Слабовидящий человек может спросить: "Вы на этой остановке выходите? А вам не в такую-то сторону? О, мне туда же, проводите меня?"
И нормально.

2012-04-17 в 20:33 

Неле
Cantos de vida y esperanza
Согласна. Обучение детей с ограниченными возможностями в соответствующих школах может и результативно по-своему, но, по-моему, с детства напрочь изолирует таких людей от остальных, не оставляя возможность нормально социализоваться.

2012-04-17 в 20:54 

Hali
"Trust me, I'm an improviser" (c) Owen Harper
На счет результативности. Мне подруга с педагогическим стажем и образованием доказывала как-то, что учась среди обычных детишек даже дети с серьезными задержками в развитии подтягиваются. То есть если они учатся в спец. школе, где к ним постоянно идут заниженные требования, они не реализуют свой потенциал, а в обычной школе при грамотном подходе (как минимум: не позволять травить ни учителям, ни ученикам) они и социализируются, и усваивают гораздо больше материала, и вообще всячески над собой растут.

2012-04-17 в 21:55 

Неле
Cantos de vida y esperanza
Вот да, я как раз об этом. Так или иначе они всё равно будут постепенно учиться справляться с нагрузкой, даже если медленнее, чем остальные. И так будет лучше.

2012-04-18 в 16:28 

Tille
Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Maive, видишь, есть просто детки, которые физически не могут посещать школу, для них это слишком большая нагрузка. Т.е. им показано обучение в интернате, где их не только и не столько учат, сколько постоянно пролечивают. В обычной средней школе сориентировать режим занятий на такого ребенка почти нереально. Но речь как раз не об этом, а о ситуациях, когда нормально перемещающегося на костылях парня отказываются брать в школу, т.к. он доставит учителю проблем и т.п.

Hali, конкретно у себя в одном из классов наблюдала такого мальчика. Я не медик, но видно было, что парень сильно подтормаживает. Успевал он, конечно, на троечку, но успевал же. А уж когда ему удавалось тест написать на твердую четверку, тут просто гордости и радости не было предела. Ну и я старалась лишний раз похвалить. Другое дело, что важно, чтобы родители в такой ситуации помогали ребенку, т.к. у учителя зачастую нет возможности индивидуально работать с таким учеником, а внимания ему нужно в разы больше.

Неле, ситуации бывают очень разные, бывает, что обучение в интернате показано, бывает, что наоборот. Просто у нас пока решение о том, может ли ребенок учиться в обычной школе или ему необходим интернат, принимается черт-те как. Да и работать с такими детками учителя часто не умеют.

URL
2012-04-18 в 17:07 

Hali
"Trust me, I'm an improviser" (c) Owen Harper
Tille, да, конечно, без помощи родителей никуда. Важно, чтоб такие дети не были и не чувствовали себя изгоями. Понимаю, что это не вполне серьезный источник, но в сериале Glee есть персонаж - девочка Бекки с синдромом Дауна, и там неоднократно эта тема поднималась: что ей важно чувствовать себя нормальной. Отличающейся, да - но нормальной, чтоб ей не отказывали заочно в том, что никак не связано с ее особенностью.

2012-04-18 в 17:32 

Тайная жрица Баст
Жить - это искусство
К сожалению, у нас у большинства учителей не хватает культуры чтобы из нормального троечника сделать хотя бы воспитанного человека. И я каюсь - очень и очень трудно работать с детьми, которые отличаются от "идеального школьника", даже если у них все в порядке с физическим и психическим развитием, но есть отклонения от "хорошего" воспитания и поведения. А уж если мне констатируют 1 сентября, что у меня в классе будет обучаться ребенок слабовидящий или слабослышащий... Я сама потеряюсь. Как с ним себя вести? Как и похвалить лишний раз - и не спровоцировать зависть других детей? Как вообще с ним общаться?! Увы, это очень трудно будет и мне, молодому специалисту, который и в себе-то еще не очень уверен, а потому может учиться. А наши тети-училки со стажем в 30 лет... Идея хорошая, но почему-то мне страшновато за детей, которые будут не вписаны в общество, а, пардон, вляпаны в него. (((

2012-04-18 в 18:03 

Tille
Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Тайная жрица Баст, тут, собственно, как всегда комплексная проблема. Учителей не учат работать с такими детьми (чаще всего - просто стараются "заставить", "надавить"). Государственные школы не предполагают возможность учиться для детей с ограниченными возможностями (достаточно посмотреть на школьные лестницы и представить, как по ним будет перемещаться ребенок-колясочник). Но ведь когда-то даже всеобщая грамотность казалась недоступным достижением, так что то, что у нас пока чего-то нет, не говорит о том, что "и не надо".
Учитель же - даже самой высокой культуры, увы, часто просто бессилен воспитать "нормального троечника", который каждый вечер лицезреет своих родителей. Собственно, воспитывать базу как раз должны родители - это если в идеале. А школа уже только давать "социальные навыки", учить, как сказать или как сделать.

URL
2012-04-18 в 18:41 

Тайная жрица Баст
Жить - это искусство
Tille, да... Поэтому с такой тоской и читаешь биографии великих педагогов, которые могли "вытащить" ребенка из среды, поднять над ней. Конечно, и у них КПД не был 100%, но... Все равно, тяжело, когда понимаешь, что бессилен, что не имеешь даже приблизительного знания, как помочь, а не дотопить.
:apstenu:

2012-04-18 в 19:05 

Tille
Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Тайная жрица Баст, да уж. Загрустишь тут о системе, при которой, если ребенок пару раз приходит в школу с неготовыми уроками, учитель имеет право позвонить в органы опеки и сообщить, что родители данного ученика безответственно относятся к вопросу образования ребенка. И опека такую семью берет в оборот, потому что козе же понятно, что невыученные уроки - это всего лишь симптом. Где это не помню, к сожалению. В Норвегии, кажется.

URL
2012-04-19 в 18:39 

Xoto
В скриптории холодно и пальцы ноют. (с)
Совместное обучение, пожалуй, да, а вот уроки по общению я не представляю в какой форме возможны. Скорее это должны быть телепередачи. Или художественные фильмы/молодежные сериалы в которых будет такая составляющая, но она не должна становится основной.

2012-04-19 в 18:46 

Тайная жрица Баст
Жить - это искусство
Xoto, действительно. А то какой-то зоопарк получается. "Заходите, дети. Сегодня у нас на уроке необычный гость. Это Саша. Он плохо видит. Не бойтесь, он не кусается..."
Вроде бы обычные слова, которые приходят в голову выпускнику педвуза, но... Как это... Жутко. О_О

2012-04-19 в 18:54 

"Trust me, I'm an improviser" (c) Owen Harper
Уроки толерантности, включающие в себя вопросы особенностей общения с разными категориями детишек, проводят в американских школах, это первый класс. Думаю, программу можно взять у них.

2012-04-19 в 19:37 

Tille
Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Xoto, знаешь, в формате обычного человеческого разговора на обществознании том же. О том, что есть нормы вежливого поведения. Они вообще приняты в обществе. А есть люди с особенностями - и к ним применимы особенные нормы вежливости. В формате разговора о том, что общение с такими особенными людьми на самом деле может много дать, и глупо потерять вероятного друга просто от неумения к нему подойти.

Нас же когда-то всех учили - просто как навыку - говорить "Здравствуйте", "Спасибо", "Извините". Учили - как навыку - нормам поведения за столом. По хорошему, общение с людьми с ограниченными возможностями - это тоже навык. Набор устойчивых правил, в рамках которых возможны вариации.

Тайная жрица Баст, вы знаете, за вычетом фразы про "не кусается", не такой уж плохой сценарий. При условии, конечно, что Саша - не просто "человек-которого-выдернули-из-интерната-и-привезли". В идеале, Саша в этом случае - педагог, прошедший специальную подготовку, или, как минимум, волонтер. Т.е. учить общаться с людьми с ограниченными возможностями - это его работа, то, что он умеет делать и то, чем он хотел бы заниматься. Тогда вместо "цирка" вполне может получиться годный и интересный урок коммуникации.

URL
2012-04-19 в 22:10 

Тайная жрица Баст
Жить - это искусство
Tille, интересный вариант развития событий. Спасибо за комментарий. И логично, Hali, что начинать нужно как можно раньше - ибо нормы вежливости, почему-то адекватно усваиваемые детьми, в подростков уже не впихиваются. Видимо, из-за раздутого "эго", которое у них у всех в этот момент болит. А уж тонкие материи... Помню, пыталась с нами наша любимая учительница обществознания в 9-ом классе взять по нашему же учебнику тему "Любовь и межличностные взаимоотношения"...
Нервы педагога, который нас обычно не то чтобы строил, но вполне нормально контролировал, сдали через 15 минут. :fire:

2012-04-20 в 10:35 

Xoto
В скриптории холодно и пальцы ноют. (с)
Tille Видишь ли есть такой феномен как мэйнстрим. Если педагог в него попадает, то на его голову сыплются грамоты, дипломы, изредка гранты. Более того, в какой-то момент от педагогов начинают требовать включения в этот мэйнстрим. Педагог обязан соответствовать современным стандартам. И педагог вынужден соответствовать. Нужно разработать мультимедийное приложение курса и вот человек, который не знает как открыть Word что-то придумывает, тырит чужое и т.п., а потом на защите категории демонстрирует: "Вот. Разработал. Регулярно провожу. Расту над собой". А для отчетности проводится несколько занятий на которых детям скучно, но у педагога всегда есть инструменты заставить слушать. Или другой вариант: педагог искренне считает, что это нужно и полезно и даже прослушал курсы и пригласил специалиста, но тема почему-то не пошла (мало ли причин). И педагог начинает нервничать, ему неудобно перед приглашенным, он возмущается, что дети такие бесчуственные, а подобные упреки с одной стороны являются очень естественной реакцией со стороны учителя (ему неудобно перед приглашенным, но с другой стороны провоцируют ребенка только на формальное внимание.
И специальная подготовка педагогов тут не поможет. Наша современная система образования склонна к высокой степени формализации, поэтому появятся какие-нибудь курсы, на которые учителя пойдут просто для того, чтобы получить очередные корочки о повышении квалификации (такие корочки очень полезны при защите категории). И сами занятия они проводить будут, но в реальном результате сомневаюсь. Я почему так скептически отношусь. Были у нас, когда я сам учился, аналогичные занятия, правда посвященные наркомании. Приглашали специалистов, врачей, психологов, бывших наркоманов. Только уровень наркомании в школе ежегодно рос процентов на пять в год, но рос. А после таких уроков дети радостно со ржачем обсуждали за углами все то, что им сообщали во время занятий. Более того их рассказы о наркотиках были значительно интереснее, чем рассказы приглашенных спецов.
Возможно имеет смысл делать такие уроки в виде интерактивных игр, когда класс в начале провоцируется на активное поведении, а потом им задаются ситуации в которых они должны совместно, всем классом придумать корректное поведение, а учитель, по ходу их предложений, объясняет почему тот или иной шаг неправилен.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Гнездо буривуха

главная