Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
18.06.2011 в 18:34
Пишет Константин Редигер:Ок, раз желающих почитать мои словоизвержения про политику нашлось так много, не буду томить.
Сразу скажу одно: как известно, все на свете разбираются в истории, политике и футболе. Я совершенно ничего не понимаю в футболе, да и в истории с политикой понимаю немного. Тем не менее и история, и политика - моя специальность, так что кое-какие соображения у меня накопились.
Почти ничего из того, что я напишу ниже, не будет оригинально. Чтоб не мучить читателей, я не буду сопровождать каждое свое слово ссылками на писавших об этом до меня. Но рекомендую всем почитать Маркса, Рассела, Маркузе, Сартра и Барта, без которых этих соображений точно бы не было.
Дополнение после написания поста: Я высказал далеко не все, что хотел. Но решил в ущерб остальному как можно больше остановиться на проблеме отношений государства и граждан. Думаю, это небесполезно. Кроме того формат блоговой записи вообще не позволяет говорить до конца серьезно и обсуждать, например, экономику тут совершенно невозможно.
текстК делу.
Начинать любой спор о политике, как мне кажется, стоит с определения того, что такое государство и зачем оно нужно.
1. Государство - это не страна. Вообще, вам наверное рассказывали об этом в 7 классе школы, но я напомню. Страна - это понятие географии и культурологии. Россия - страна, Австрия - страна и Шотландия - страна. Государство - понятие геополитики и истории. Российская федерация, СССР и Российская империя - государства, чьи территории охватывали земли России (и не только ее). Шотландия и Австрия периодически тоже входили и входят в состав разных государств, но тем не менее СССР, Великобритания или Третий Рейх - не страны, а государства. Это понятия разных категорий, отчасти пересекающиеся, но во многом различные.
2. Государство - это форма организации общества. Можно уточнить: это форма организации общества сверху. Основным инструментом этой организации является власть, и хотя между "государством" и "властью" нельзя поставить полный знак равенства, понятия эти связаны так же, как больница - с врачами. Основная суть больницы - во врачах, без них мы могли бы и дома полежать. Основная суть государства - во власти.
3. Власть - это система, координирующая деятельность государства. Состоит власть из конкретных людей, которые теоретически и практически являются наемными работниками граждан. Граждане их выбирают, платят им зарплату и наделяют их полномочиями.
4. Быть патриотом государства - все равно, что быть патриотом властей, т.е. речь идет о любви к конкретным людям. Самым ярким примером этого являются патриоты-монархисты: они любят царя/короля и страну, которую он возглавляет. На мой взгляд патриотизм, обращенный к государству, это нечто вроде футбольного фанатства: бессмысленно и бесполезно. (Я не говорил, что мой пост будет толерантным и добрым).
5. Быть патриотом страны, на мой взгляд, вполне естественно: любить родной язык, литературу, климат, пейзажи и все такое. Предпочитать все это языку, литературе и климату других стран столь же естественно, как предпочитать своих родителей чужим. Но государство здесь совершенно не причем, так как ничему из этого мы государству не обязаны. Более того, скорее всего страна, в которой вы родились и выросли, за это время сменила одно государство на другое. От чего наша любовь к Пушкину, Репину и "еловой готике русских равнин" ничуть не уменьшилась.
6. Зачем нужна власть? Откровенно говоря - она не нужна вообще. Вернее, была бы вообще не нужна в идеальном обществе. Но поскольку наше общество неидеально, власть необходима. Основная ее задача (кстати говоря, и согласно Конституции РФ, статья 2) - соблюдение и защита прав человека и гражданина. Что это значит?
7. Значит это вот что: основная задача государства сделать так, чтоб у каждого из нас были равные возможности стать счастливым.
8. Никто не может сделать вас счастливым насильно. Но права человека придуманы для того, чтоб у вас была возможность им стать. Поэтому все, кто говорят, что права человека не воспринимаются ими как главная ценность - либо не понимают смысла прав человека, либо хотят, чтоб счастье доставалась только "достойным".
9. Далее только личные убеждения определяют, кого эти люди считают достойными: русских, немцов, православных, католиков, ортодоксальных евреев, натуралов или людей с доходом свыше 100 тысяч долларов в месяц. Больше мы об этих людях говорить не будем, потому что обсуждать их ни к чему. Коротко и деликатно скажем, что они делятся на подлецов и идиотов.
10. Если же вы считаете, что все люди должны иметь равное право быть счастливыми, если они не причиняют этим никому физического или экономического вреда (как считаю я), то вы поддерживаете права человека. Даже если сами так не думаете. Дело в том, что права человека - это не цель, а инструмент.
11. Главная тайна. Государство нужно для того, чтоб все его граждане были счастливы. Больше никаких серьезных целей у государства нет. Все бредни о военной славе, вековых традициях, геополитических интересах и прочая, и прочая, и прочая - прикрытие для чьих-то политических амбиций и желания набить карман. Часть из функций государства (например, защита своих границ) может показаться несвязанной с счастьем людей. Но это не так - защита границ нужна, чтоб вас не ранил, не изнасиловал и не убил коварный враг из-за гребня лощины.
12. Если бы в мире было только одно государство, всю эту ерунду вроде армии и ПРО можно было бы отменить. Но государств много и не все из них друг друга любят. (К странам, кстати, это совершенно не относится). Пока государства воюют, армии будут нужны; пока государства существуют, нам придется содержать власти. Но нужно следить, чтоб власти знали свое место.
13. Интересы гражданина всегда выше интересов власти. И если власть воспрещает человеку делать что-то, что не угрожает здоровью и состоянию всех остальных, мнение власти не должно приниматься в расчет. Мнение власти вообще не должно приниматься в расчет ни в каком случае, кроме одного: когда один человек начинает нарушать права другого. Во всех прочих случаях государство должно быть лишено возможности вмешиваться в дела людей.
14. Оправдывать действия власти на том основании, что она "наша" или на том, что "у других еще хуже или так же" - все равно, что оправдывать на тех же основаниях плохого врача. "Да, он завалил операцию и пациент умирает. Но ведь и Иван Федорович из второй градской больницы тоже завалил! А у Петра Петровича и вовсе пациент умер на операционном столе!". Всех троих врачей нужно наказать. Возможно - уволить. Но не оправдывать.
15. Суммируем: власть нужна, чтоб контролировать и обеспечивать соблюдение прав граждан (конечным следствием чего является возможность достижения счастья). При этом власть не может нарушать права людей, так как это противоречит само себе. Если вы хотите жить в хорошей стране, вы должны быть предельно строги к властям по тем же причинам, по которым вы должны предельно вдумчиво и строго выбирать себе врача, если хотите быть здоровым.
16. Государство и власть по природе своей репрессивны. Они могут влиять на людей только двумя способами: принуждая их к чему-то или угрожая им наказанием. Это очень плохо, но это совершенно неизбежно постольку, поскольку государство нам пока необходимо. Государство можно сравнить с полицейским. Мы даем ему дубинку и пистолет, хотя ничего хорошего ни дубинкой, ни пистолетом сделать нельзя. Мы даем ему их затем, чтоб он угрожал им преступникам (т.е. тем, кто нарушает наши права, так как любое преступление в конечном счете есть нарушение ваших прав - права на жизнь, здоровье, свободу слова или коммерческую деятельность).
17. Однако мы можем следить за человеком, которому дали пистолет. И если он начнет применять этот пистолет против честных граждан, мы у него этот пистолет отберем. Такое действие всеми будет понято, как совершенно естественное и правильное. Ясно, что полиция не должна угрожать оружием безобидной и честной старушке. Однако мы почему-то редко переносим этот принцип на государство в целом. Между тем мы некогда дали государству рычаги репрессивного давления на преступников. Но когда государство применяет их против честных людей, мы не возмущаемся, а терпим.
18. Безусловно есть ряд ситуаций, когда власти имеют права и должны применять репрессивные меры побуждения и наказания ко всем. Когда это становится оправданным? При исполнении двух условий. 1) Это нужно для предотвращения еще большего нарушения прав человека или многих людей. 2) Эти меры исключительно эффективны и не переходят грани необходимого и достаточного. Так, например, обязательный призыв в армию в мирное время является совершенным нонсенсом (хотя бы потому, что нарушает права всех мужчин, ставя их в неравное с женщинами положение). Однако призыв во время большой войны вполне понятен и объясним, так как препятствует убийствам сотен и тысяч мирных граждан. Самым ярким примером излишних репрессий является смертная казнь. Ситуации, в которой смертная казнь была бы для кого-то полезной не существует; кроме того смертная казнь исключает возможность исправить судебную ошибку.
19. Функции международных организаций. Лучшее, что на данный момент придумано человечеством в сфере политики - это международные организации. ООН работает очень плохо, но даже от его работы наша жизнь становится значительно лучше. Зачем они нужны? Затем, что власти очень часто нарушают права человека. Вы можете сказать, что это их внутреннее дело. Но это не так. Представьте себе, что при вас кто-то бьет женщину (если это необходимо, представьте себе, что вы - мужчина). Вы будете разбираться, кем он ей приходится? Муж, отец, брат, сват - не важно. Вы заступитесь за женщину или ребенка, которого бьют. Если не заступитесь - вы подлец или идиот, и дискутировать тут не о чем.
20. То же самое касается и государств. Если на ваших глазах кто-то убивает или бьет кого-то безо всяких причин, вы вступитесь за него. Если это делает мужчина с женщиной, взрослый с ребенком или правитель с гражданином. Никакой разницы между этими ситуациями нет, потому что во всех этих случаях сильный бьет слабого пользуясь его слабостью. Если вы готовы на это смотреть и молчать, потому что "это их внутреннее дело" - это ваши проблемы. Но цивилизованные люди так не поступают.
21. Но если одно государство, даже руководствуясь принципами справедливости, нападет на другую - ничего хорошего из этого не выйдет. Погибнут люди. Хуже этого ничего быть не может. Поэтому нужен третейский судья, который сможет решить, в каких ситуациях вмешательство во внутренние дела другого государства оправдано. Ни одно из государств по понятным причинам быть таким судьей не может. Для этого нужны международные организации. Если вам не нравится, что вас обвинителей за то, что вы бьете своих детей - прекратите бить детей, а не жалуйтесь на обвинителей. Если вам не нравятся, что международные организации критикуют вашу страну - сделайте что-нибудь со своей стороной. Попытки "перевести стрелки" на других, которые, дескать, не лучше вас - это уровень аргументации детского сада. Отвечайте за себя и не смотрите на других. То, что ваш сосед бьет детей, не позволяет вам поступать так же, как он.
22. Граждане и их обязанности. С правами более менее разобрались. В чем обязанности граждан? Все в том же: они обязаны соблюдать права других граждан. Граждане несут обязанности друг перед другом, но не перед властью. (Разумеется, они несут обязанности перед отдельными представителями власти постольку, поскольку те тоже являются гражданами). Исключения из этого правила могут быть рассмотрены исключительно и только в кризисный период. Таким кризисом может являться война или стихийное бедствие, так как в этом случае граждане должны поставить право других на жизнь и здоровье выше всех прочих своих прав.
23. Так же власть должна контролировать соблюдение одними гражданами прав других. И в случае несоблюдения должна карать нарушителей. Однако речь идет именно о контроле над обязанностями граждан по отношению к гражданам, а не по отношению к власти.
24. Моим идеалом является государство с сильным социальным обеспечением граждан. Поэтому значительную часть своих обязанностей по отношению к другим гражданам человек должен выполнять в виде налогов. Налоги - это нормально и необходимо. Чтоб все имели равные возможности достичь счастья, нужна бесплатная медицина и бесплатное образование. Для их (и не только их) обеспечения нужны налоги. Но! Власти ни коим образом не должны получать что-либо из наших налогов сверх необходимого, Напомню, что зарплата мэра Нью-Йорка - 1 доллар в месяц. Мне эта идея нравится.
25. Для того, чтоб вся эта система работала нужно, чтоб граждане имели возможность контролировать власти. Т.е. нужна предельная открытость бюджетов, свободный проход в Думу, отчет о доходах и расходах чиновников и все прочее, способствующее гражданам в контроле над властью. При этом права властных фигур могут оказаться ограничены. Это не очень правильно и лучше бы без этого обойтись. Но это необходимо - и пока мы вынуждены содержать государства, мы вынуждены будет ограничивать права представителей власти. Поскольку никто силой не заставляет и не может заставить человека баллотироваться в депутаты, это будет осознанным выбором желающих: они обменяют большую власть на большую ответственность.
Почему все это не работает сейчас? Причина в том, что мы недостаточно юридически грамотны. Мы трусливы и ленивы. (Да, я тоже). Поэтому мы сидим дома и трусим или ленимся тогда, когда нужно идти и драться. Если вы не ходите на митинги потому, что "вам кажется это не рациональным" или "это бесполезно", вы оправдываете себя. И это очень жалкое оправдание. Скорее всего вы - трус или лентяй. Вероятно - и то, и другое одновременно. Смиритесь с этим фактом или сделайте что-нибудь. Учтите, что комментарии к этому посту за действие не считаются.
URL записиСразу скажу одно: как известно, все на свете разбираются в истории, политике и футболе. Я совершенно ничего не понимаю в футболе, да и в истории с политикой понимаю немного. Тем не менее и история, и политика - моя специальность, так что кое-какие соображения у меня накопились.
Почти ничего из того, что я напишу ниже, не будет оригинально. Чтоб не мучить читателей, я не буду сопровождать каждое свое слово ссылками на писавших об этом до меня. Но рекомендую всем почитать Маркса, Рассела, Маркузе, Сартра и Барта, без которых этих соображений точно бы не было.
Дополнение после написания поста: Я высказал далеко не все, что хотел. Но решил в ущерб остальному как можно больше остановиться на проблеме отношений государства и граждан. Думаю, это небесполезно. Кроме того формат блоговой записи вообще не позволяет говорить до конца серьезно и обсуждать, например, экономику тут совершенно невозможно.
текстК делу.
Начинать любой спор о политике, как мне кажется, стоит с определения того, что такое государство и зачем оно нужно.
1. Государство - это не страна. Вообще, вам наверное рассказывали об этом в 7 классе школы, но я напомню. Страна - это понятие географии и культурологии. Россия - страна, Австрия - страна и Шотландия - страна. Государство - понятие геополитики и истории. Российская федерация, СССР и Российская империя - государства, чьи территории охватывали земли России (и не только ее). Шотландия и Австрия периодически тоже входили и входят в состав разных государств, но тем не менее СССР, Великобритания или Третий Рейх - не страны, а государства. Это понятия разных категорий, отчасти пересекающиеся, но во многом различные.
2. Государство - это форма организации общества. Можно уточнить: это форма организации общества сверху. Основным инструментом этой организации является власть, и хотя между "государством" и "властью" нельзя поставить полный знак равенства, понятия эти связаны так же, как больница - с врачами. Основная суть больницы - во врачах, без них мы могли бы и дома полежать. Основная суть государства - во власти.
3. Власть - это система, координирующая деятельность государства. Состоит власть из конкретных людей, которые теоретически и практически являются наемными работниками граждан. Граждане их выбирают, платят им зарплату и наделяют их полномочиями.
4. Быть патриотом государства - все равно, что быть патриотом властей, т.е. речь идет о любви к конкретным людям. Самым ярким примером этого являются патриоты-монархисты: они любят царя/короля и страну, которую он возглавляет. На мой взгляд патриотизм, обращенный к государству, это нечто вроде футбольного фанатства: бессмысленно и бесполезно. (Я не говорил, что мой пост будет толерантным и добрым).
5. Быть патриотом страны, на мой взгляд, вполне естественно: любить родной язык, литературу, климат, пейзажи и все такое. Предпочитать все это языку, литературе и климату других стран столь же естественно, как предпочитать своих родителей чужим. Но государство здесь совершенно не причем, так как ничему из этого мы государству не обязаны. Более того, скорее всего страна, в которой вы родились и выросли, за это время сменила одно государство на другое. От чего наша любовь к Пушкину, Репину и "еловой готике русских равнин" ничуть не уменьшилась.
6. Зачем нужна власть? Откровенно говоря - она не нужна вообще. Вернее, была бы вообще не нужна в идеальном обществе. Но поскольку наше общество неидеально, власть необходима. Основная ее задача (кстати говоря, и согласно Конституции РФ, статья 2) - соблюдение и защита прав человека и гражданина. Что это значит?
7. Значит это вот что: основная задача государства сделать так, чтоб у каждого из нас были равные возможности стать счастливым.
8. Никто не может сделать вас счастливым насильно. Но права человека придуманы для того, чтоб у вас была возможность им стать. Поэтому все, кто говорят, что права человека не воспринимаются ими как главная ценность - либо не понимают смысла прав человека, либо хотят, чтоб счастье доставалась только "достойным".
9. Далее только личные убеждения определяют, кого эти люди считают достойными: русских, немцов, православных, католиков, ортодоксальных евреев, натуралов или людей с доходом свыше 100 тысяч долларов в месяц. Больше мы об этих людях говорить не будем, потому что обсуждать их ни к чему. Коротко и деликатно скажем, что они делятся на подлецов и идиотов.
10. Если же вы считаете, что все люди должны иметь равное право быть счастливыми, если они не причиняют этим никому физического или экономического вреда (как считаю я), то вы поддерживаете права человека. Даже если сами так не думаете. Дело в том, что права человека - это не цель, а инструмент.
11. Главная тайна. Государство нужно для того, чтоб все его граждане были счастливы. Больше никаких серьезных целей у государства нет. Все бредни о военной славе, вековых традициях, геополитических интересах и прочая, и прочая, и прочая - прикрытие для чьих-то политических амбиций и желания набить карман. Часть из функций государства (например, защита своих границ) может показаться несвязанной с счастьем людей. Но это не так - защита границ нужна, чтоб вас не ранил, не изнасиловал и не убил коварный враг из-за гребня лощины.
12. Если бы в мире было только одно государство, всю эту ерунду вроде армии и ПРО можно было бы отменить. Но государств много и не все из них друг друга любят. (К странам, кстати, это совершенно не относится). Пока государства воюют, армии будут нужны; пока государства существуют, нам придется содержать власти. Но нужно следить, чтоб власти знали свое место.
13. Интересы гражданина всегда выше интересов власти. И если власть воспрещает человеку делать что-то, что не угрожает здоровью и состоянию всех остальных, мнение власти не должно приниматься в расчет. Мнение власти вообще не должно приниматься в расчет ни в каком случае, кроме одного: когда один человек начинает нарушать права другого. Во всех прочих случаях государство должно быть лишено возможности вмешиваться в дела людей.
14. Оправдывать действия власти на том основании, что она "наша" или на том, что "у других еще хуже или так же" - все равно, что оправдывать на тех же основаниях плохого врача. "Да, он завалил операцию и пациент умирает. Но ведь и Иван Федорович из второй градской больницы тоже завалил! А у Петра Петровича и вовсе пациент умер на операционном столе!". Всех троих врачей нужно наказать. Возможно - уволить. Но не оправдывать.
15. Суммируем: власть нужна, чтоб контролировать и обеспечивать соблюдение прав граждан (конечным следствием чего является возможность достижения счастья). При этом власть не может нарушать права людей, так как это противоречит само себе. Если вы хотите жить в хорошей стране, вы должны быть предельно строги к властям по тем же причинам, по которым вы должны предельно вдумчиво и строго выбирать себе врача, если хотите быть здоровым.
16. Государство и власть по природе своей репрессивны. Они могут влиять на людей только двумя способами: принуждая их к чему-то или угрожая им наказанием. Это очень плохо, но это совершенно неизбежно постольку, поскольку государство нам пока необходимо. Государство можно сравнить с полицейским. Мы даем ему дубинку и пистолет, хотя ничего хорошего ни дубинкой, ни пистолетом сделать нельзя. Мы даем ему их затем, чтоб он угрожал им преступникам (т.е. тем, кто нарушает наши права, так как любое преступление в конечном счете есть нарушение ваших прав - права на жизнь, здоровье, свободу слова или коммерческую деятельность).
17. Однако мы можем следить за человеком, которому дали пистолет. И если он начнет применять этот пистолет против честных граждан, мы у него этот пистолет отберем. Такое действие всеми будет понято, как совершенно естественное и правильное. Ясно, что полиция не должна угрожать оружием безобидной и честной старушке. Однако мы почему-то редко переносим этот принцип на государство в целом. Между тем мы некогда дали государству рычаги репрессивного давления на преступников. Но когда государство применяет их против честных людей, мы не возмущаемся, а терпим.
18. Безусловно есть ряд ситуаций, когда власти имеют права и должны применять репрессивные меры побуждения и наказания ко всем. Когда это становится оправданным? При исполнении двух условий. 1) Это нужно для предотвращения еще большего нарушения прав человека или многих людей. 2) Эти меры исключительно эффективны и не переходят грани необходимого и достаточного. Так, например, обязательный призыв в армию в мирное время является совершенным нонсенсом (хотя бы потому, что нарушает права всех мужчин, ставя их в неравное с женщинами положение). Однако призыв во время большой войны вполне понятен и объясним, так как препятствует убийствам сотен и тысяч мирных граждан. Самым ярким примером излишних репрессий является смертная казнь. Ситуации, в которой смертная казнь была бы для кого-то полезной не существует; кроме того смертная казнь исключает возможность исправить судебную ошибку.
19. Функции международных организаций. Лучшее, что на данный момент придумано человечеством в сфере политики - это международные организации. ООН работает очень плохо, но даже от его работы наша жизнь становится значительно лучше. Зачем они нужны? Затем, что власти очень часто нарушают права человека. Вы можете сказать, что это их внутреннее дело. Но это не так. Представьте себе, что при вас кто-то бьет женщину (если это необходимо, представьте себе, что вы - мужчина). Вы будете разбираться, кем он ей приходится? Муж, отец, брат, сват - не важно. Вы заступитесь за женщину или ребенка, которого бьют. Если не заступитесь - вы подлец или идиот, и дискутировать тут не о чем.
20. То же самое касается и государств. Если на ваших глазах кто-то убивает или бьет кого-то безо всяких причин, вы вступитесь за него. Если это делает мужчина с женщиной, взрослый с ребенком или правитель с гражданином. Никакой разницы между этими ситуациями нет, потому что во всех этих случаях сильный бьет слабого пользуясь его слабостью. Если вы готовы на это смотреть и молчать, потому что "это их внутреннее дело" - это ваши проблемы. Но цивилизованные люди так не поступают.
21. Но если одно государство, даже руководствуясь принципами справедливости, нападет на другую - ничего хорошего из этого не выйдет. Погибнут люди. Хуже этого ничего быть не может. Поэтому нужен третейский судья, который сможет решить, в каких ситуациях вмешательство во внутренние дела другого государства оправдано. Ни одно из государств по понятным причинам быть таким судьей не может. Для этого нужны международные организации. Если вам не нравится, что вас обвинителей за то, что вы бьете своих детей - прекратите бить детей, а не жалуйтесь на обвинителей. Если вам не нравятся, что международные организации критикуют вашу страну - сделайте что-нибудь со своей стороной. Попытки "перевести стрелки" на других, которые, дескать, не лучше вас - это уровень аргументации детского сада. Отвечайте за себя и не смотрите на других. То, что ваш сосед бьет детей, не позволяет вам поступать так же, как он.
22. Граждане и их обязанности. С правами более менее разобрались. В чем обязанности граждан? Все в том же: они обязаны соблюдать права других граждан. Граждане несут обязанности друг перед другом, но не перед властью. (Разумеется, они несут обязанности перед отдельными представителями власти постольку, поскольку те тоже являются гражданами). Исключения из этого правила могут быть рассмотрены исключительно и только в кризисный период. Таким кризисом может являться война или стихийное бедствие, так как в этом случае граждане должны поставить право других на жизнь и здоровье выше всех прочих своих прав.
23. Так же власть должна контролировать соблюдение одними гражданами прав других. И в случае несоблюдения должна карать нарушителей. Однако речь идет именно о контроле над обязанностями граждан по отношению к гражданам, а не по отношению к власти.
24. Моим идеалом является государство с сильным социальным обеспечением граждан. Поэтому значительную часть своих обязанностей по отношению к другим гражданам человек должен выполнять в виде налогов. Налоги - это нормально и необходимо. Чтоб все имели равные возможности достичь счастья, нужна бесплатная медицина и бесплатное образование. Для их (и не только их) обеспечения нужны налоги. Но! Власти ни коим образом не должны получать что-либо из наших налогов сверх необходимого, Напомню, что зарплата мэра Нью-Йорка - 1 доллар в месяц. Мне эта идея нравится.
25. Для того, чтоб вся эта система работала нужно, чтоб граждане имели возможность контролировать власти. Т.е. нужна предельная открытость бюджетов, свободный проход в Думу, отчет о доходах и расходах чиновников и все прочее, способствующее гражданам в контроле над властью. При этом права властных фигур могут оказаться ограничены. Это не очень правильно и лучше бы без этого обойтись. Но это необходимо - и пока мы вынуждены содержать государства, мы вынуждены будет ограничивать права представителей власти. Поскольку никто силой не заставляет и не может заставить человека баллотироваться в депутаты, это будет осознанным выбором желающих: они обменяют большую власть на большую ответственность.
Почему все это не работает сейчас? Причина в том, что мы недостаточно юридически грамотны. Мы трусливы и ленивы. (Да, я тоже). Поэтому мы сидим дома и трусим или ленимся тогда, когда нужно идти и драться. Если вы не ходите на митинги потому, что "вам кажется это не рациональным" или "это бесполезно", вы оправдываете себя. И это очень жалкое оправдание. Скорее всего вы - трус или лентяй. Вероятно - и то, и другое одновременно. Смиритесь с этим фактом или сделайте что-нибудь. Учтите, что комментарии к этому посту за действие не считаются.
@темы: Бес комментариев, Для памяти, Цитаты