Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
12.08.2011 в 20:59
Пишет Константин Редигер:Длинный наивный пост
Все уже написали про Англию, но мне интересно было подождать, чем все это кончится. Теперь, видимо, кончилось. И можно начинать рассуждать и размышлять, потому что любое размышление в процессе было бы поспешным. Я попробовал суммировать свои мысли на этот счет по пунктам. Общего интереса они не представляют, так как я не специалист по современным проблемам Великобритании. А то, по чему я специалист (современная религиозная проблематика), в этот раз совершенно не сыграло своей роли.
Немного социализма в зеленой траве1. Начну я с самого простого. Применять опыт грабежа магазина в Жмеринке для объяснения Октябрьской революции - дело, освященное годами практики. Но КПД такого анализа будет невелик. По той же самой причине объяснять волнения в Лондоне, изыскивая там параллели нашим проблемным вопросам, совершенно бессмысленно. Как бы ни хотелось многим сказать, что Тоттенхэм это английская Манежка, это не так. Даже если мы говорим о событиях именно в Тоттенхэме, то имеем дело протест нескольких национальных групп против действий полиции. Ясно, что для нашего блоггера все негры на одно лицо, но вы, вероятно, и сами догадываетесь, что между эмигрантами из Сомалиленда и эмигрантами из Гамбии общего не больше, чем между белорусами и узбеками.
Окончательный же крест на всех этих историях о национальных бунтах поставило распространение волнений в совершенно чистые англосаксонские районы. Так что размышляем мы теперь о чем угодно, но не о национальном конфликте.
2. Как это часто бывает, доморощенных аналитиков (типа меня) подводит не столько природная глупость, сколько человеческая безграмотность. Для сравнения при анализе событий в Лондоне привлекалась наша Манежка, события в Париже пару лет назад, Панарабская революция и чуть ли не борьба за независимость Тибета. Но почему-то очень редко при этом вспоминали самое очевидное: волнения в Англии. Между тем волнения там происходят постоянно, и если мы возьмем одни только лондонские Брикстон и Тоттенхэм, то с восторгом обнаружим, что волнения там проходили в 1981, 1985, 1990, 1995 и 2011 годах, если не считать всяких мелочей. Мы вообще можем выяснить, что волнения в Великобритании случались начиная с 1980 года последовательно в 1980, 1981, 1985, 1987, 1989, 1990, 1991, 1995, 2001, 2005. И в 2011. И фактически ни одно из этих волнений не обошло районов на южном берегу Темзы.
Мы с вами живем обществе, где массовое выступление - главный ужас властей, так как они твердо знают, что будут первой и главной мишенью волнений. Поэтому в Москве больше милиции, чем в любом городе мира, и в абсолютных числах, и в количестве на душу населения: на каждые сто тысяч москвичей приходится 946 полицейских. В Нью-Йорке - 439. Сколько в Лондоне мы теперь знаем довольно точно: в самый разгар волнений, когда кварталы уже горели и волнения выплескивались в благополучные кварталы, в городе было 16 тысяч полицейских: по 484 бобби на каждые сто тысяч лондонцев. Английское общество в целом не любит погромы и волнения, но оно готово иногда мириться с ними. Сложно это сходу понять, но в действительности в Великобритании волнения это часть естественного регулирования политической жизни. Так, например, во время оно они нанесли финальный удар по режиму Тэтчер.
3. Так что если мы хотим разобраться в причинах нового бунта, смотреть надо на его предысторию и его социальную составляющую. Я не буду повторять то, что уже написали до меня. Просто скажу, что в основе волнений лежал социальный протест городских низов. Это люди, которые либо вовсе не работают и живут на пособие, либо работают эпизодически, либо работают постоянно, но очень мало получают. Это огромная социальная страта. В Великобритании в нее так или иначе входит почти 30% населения. Разумеется, в этих кругах процветает криминал, распространена наркомания (включая сюда и алкоголизм). Но даже если представитель местной молодежи не является членом уличной банды, то он едва ли в восторге от деятельности правительства. Да и от мира состоятельных людей вообще. Мы имеем дело с классовым бунтом. Но бунт это не пролетарский (потому что рабочие в Великобритании зарабатывают как раз неплохо). Это волнения люмпенов, и для этих люмпенов квалифицированные рабочие заводов такие же враги, как и банкиры с политиками.
4.Касается это первой фазы бунта. Есть еще и вторая фаза: фаза карнавала. Любой крупный бунт порождает волну ажиотажа, восторга и радости. Не надо морщиться: так оно и есть. Совершенно очевидно, что в этом году мы могли и можем наблюдать всплеск волнений по всему миру. В прошлый раз это произошло в 1968 году. Я очень люблю историю 68 года, так что сразу обратил на это внимание. То, что начинается как осознанный протест или волнения в низах, очень быстро переходит в праздник деструкции. Поэтому когда я узнал, что среди участников волнений в Лондоне были дети из вполне респектабельных семей, меня это не удивило. Дело не в варварстве и не в тяге к насилию, а в свойствах человеческой психологии. Их заставляло кидаться в окна камнями ровно то же, что заставляло парижских студентов в 68 году кидаться камнями в жандармов: в глубине души они знают, что под булыжниками - пляж.
Волнения для них - форма освобождения и сбрасывания пара, а любому молодому человеку есть, что сбросить.
Вторая фаза, карнавальная, очень интересна, но я не буду больше ее касаться. Это задачка для психологов и педагогов, а я не тот, и не другой. Более того, я не вижу в этом большой беды. Мне не нравится насилие и жаль погибших, но в самой по себе активности молодежи я вижу и немало хорошего. Альтернатива тут простая. Либо они живут так, как им нравится, что имеет риск перейти в деструктивное веселье. Либо маршируют в ногу под слова вождя (с усами или без оных). Я лично за первое.
5. Самое интересное и самое важное. Что заставляет этих людей бунтовать? Давайте сразу выбросим на помойку пару всем известных вариантов ответа. Это не провокация властей (в отличие от конспирологов, политики, как правило, не идиоты). Это не выражение народного гнева (потому что народа никого тут нет). Кивать на то, что этих людей, дескать, годами развращали либеральными взглядами тоже не стоит. Те, кто развращен либеральными взглядами (симпатичные дизайнеры-геи; оппозиционеры, защищающие свободный Тибет; экологи всех мастей; журналисты-неомарксисты; женщины, волнующиеся за свои права) не громят магазинов. Мультикультурализм и либеральные свободы тут не кстати, потому что люди, которые били окна в Тотенхэме про них не знают. Это самые малообразованные, самые нищие и самые традиционные круги Великобритании. Готов поспорить, что большинство из них - верующие не в то, так в другое, потому что люмпены это всегда рассадник для религиозного фанатизма. Над либеральными правами человека и достижениями современной морали они смеются так же, как и соответствующие круги в РФ.
6. Что же это тогда? Как я уже сказал, мне кажется, что это волнение люмпенов. Многие говорят, мол, беда в том, что этих людей годами кормили пособиями. Но это, извините, не анализ. Это все равно, что сказать: "Это больной умер от лекарств". Проблема заключается не в пособиях, а в том, почему эти пособия платят. А почему?
Прежде всего потому, что эти люди не могут найти себе работу. Не "не хотят", а именно "не могут". Тот, кто не может найти себе работу, становится люмпеном. Пособие для него - единственная возможность выжить, не совершая преступлений. (Поэтому те, кто сейчас предлагает отменить пособия, просто не дают себе труда задуматься о том, какую волну преступности это породит).
Это порочный круг. Западное общество устроенно так, что заработать в нем может только тот, кто обладает образованием и привычкой работать, закладываемой все в той же хорошей школе. Это касается не только биржевого брокера, врача и адвоката. Это касается и простого рабочего на заводе, потому что те времена, когда можно было просто стоять у конвейера, на западе уже закончились. Что бы ты ни делал, ты должен получить как минимум приличное школьное образование. Но если у тебя этого образования нет, ты живешь на пособии. На пособие ты никак не можешь дать хорошее школьное образование своим детям. И они тоже никуда не могут устроиться. Ко второму поколению это образует прослойку людей, которые никогда никем не работали, потому что у них и возможности такой нет. Для них в этом обществе просто нет рабочих мест. Что им остается делать? Жить на пособие или идти в уличные банды.
7. Эта поучительная история имеет к нам самое прямое отношение. Россия - хотим мы этого или не хотим - идет к тому же. Наше общество очень скоро начнет выталкивать из своей среды тех, кто не будет отвечать определенным образовательным стандартам. Боюсь, что это совершенно неизбежно, потому что таков путь развития технологии. С каждым годом работодатели будут все меньше требовать способности тупо исполнить задачу или просто стоять у станка, нажимая одну и ту же педаль. В новом мире от работника требуется немного больше фантазии и энтузиазма, а заодно - намного больше образования.
Поэтому нужно смотреть на Великобританию и видеть свое будущее. Каким образом мы можем его избежать? Кое-кто, как я уже. писал предлагает отменить пособия. Это отличный способ: не кормить рыбой, а дать удочку. Но проблема в том, что таким образом мы дадим удочку человеку, живущему в пустыне. Даже если мы принудим всех этих людей искать работу, они ее не найдут, потому что этой работы просто нет. На выходе мы получим не армию трудяг, а армию бандитов, и Тоттенхэм с Брикстоном станут взрывоопасными не раз в пять лет, а каждый день.
8. Я не экономист. Но мне кажется, что единственный выход из этой ситуации - не отмена, а увеличение и перераспределение социальной помощи. Чем больше денег мы вкладываем в образование, тем больше выпускник школы будет подходить к нашим стандартам. Это, в общем, единственная и главная задача школы: формировать человека, пригодного для жизни и работы в обществе. Но наши школы (что английские, что русские) работают так же, как работали 50 лет назад. Они воспитывают человека индустриальной эпохи. Индустриальная эпоха кончилась. Но школа, как конвейер, год за годом выдает нам детали для уже несуществующего механизма. Так что если мы хотим начать любую реформу, начинать надо с реформы образования.
Это единственное лекарство. Новые рабочие места для жителей Южного берега Темзы или ребят их московских предместий не появятся. Создать эти места самостоятельно они не могут, потому что для этого нужен капитал - у них есть только пособия. И если мы не хотим смириться с районами полунищих, то нужно искать принципиальные, а не временные способы устранить такое положение вещей.
Говоря предельно просто, эта социальная страта - как больной. Когда у нас на глазах больной теряет возможность самому идти к врачу, у нас появляется два варианта. Мы можем бросить его и сказать "пусть карабкается сам". А можем взять и понести. Это тяжело и неприятно, но это, мне кажется, единственный человеческий путь.
Все это вы знали и без меня, я надеюсь.
Если вам не понравился мой пост (или если вам просто лень его читать), посмотрите это видео. Оно смешное и имеет примерно столько же отношения к реальным волнениям, сколько размышления любого аналитика к востоку от Ла-Манша (включая меня).
URL записиВсе уже написали про Англию, но мне интересно было подождать, чем все это кончится. Теперь, видимо, кончилось. И можно начинать рассуждать и размышлять, потому что любое размышление в процессе было бы поспешным. Я попробовал суммировать свои мысли на этот счет по пунктам. Общего интереса они не представляют, так как я не специалист по современным проблемам Великобритании. А то, по чему я специалист (современная религиозная проблематика), в этот раз совершенно не сыграло своей роли.
Немного социализма в зеленой траве1. Начну я с самого простого. Применять опыт грабежа магазина в Жмеринке для объяснения Октябрьской революции - дело, освященное годами практики. Но КПД такого анализа будет невелик. По той же самой причине объяснять волнения в Лондоне, изыскивая там параллели нашим проблемным вопросам, совершенно бессмысленно. Как бы ни хотелось многим сказать, что Тоттенхэм это английская Манежка, это не так. Даже если мы говорим о событиях именно в Тоттенхэме, то имеем дело протест нескольких национальных групп против действий полиции. Ясно, что для нашего блоггера все негры на одно лицо, но вы, вероятно, и сами догадываетесь, что между эмигрантами из Сомалиленда и эмигрантами из Гамбии общего не больше, чем между белорусами и узбеками.
Окончательный же крест на всех этих историях о национальных бунтах поставило распространение волнений в совершенно чистые англосаксонские районы. Так что размышляем мы теперь о чем угодно, но не о национальном конфликте.
2. Как это часто бывает, доморощенных аналитиков (типа меня) подводит не столько природная глупость, сколько человеческая безграмотность. Для сравнения при анализе событий в Лондоне привлекалась наша Манежка, события в Париже пару лет назад, Панарабская революция и чуть ли не борьба за независимость Тибета. Но почему-то очень редко при этом вспоминали самое очевидное: волнения в Англии. Между тем волнения там происходят постоянно, и если мы возьмем одни только лондонские Брикстон и Тоттенхэм, то с восторгом обнаружим, что волнения там проходили в 1981, 1985, 1990, 1995 и 2011 годах, если не считать всяких мелочей. Мы вообще можем выяснить, что волнения в Великобритании случались начиная с 1980 года последовательно в 1980, 1981, 1985, 1987, 1989, 1990, 1991, 1995, 2001, 2005. И в 2011. И фактически ни одно из этих волнений не обошло районов на южном берегу Темзы.
Мы с вами живем обществе, где массовое выступление - главный ужас властей, так как они твердо знают, что будут первой и главной мишенью волнений. Поэтому в Москве больше милиции, чем в любом городе мира, и в абсолютных числах, и в количестве на душу населения: на каждые сто тысяч москвичей приходится 946 полицейских. В Нью-Йорке - 439. Сколько в Лондоне мы теперь знаем довольно точно: в самый разгар волнений, когда кварталы уже горели и волнения выплескивались в благополучные кварталы, в городе было 16 тысяч полицейских: по 484 бобби на каждые сто тысяч лондонцев. Английское общество в целом не любит погромы и волнения, но оно готово иногда мириться с ними. Сложно это сходу понять, но в действительности в Великобритании волнения это часть естественного регулирования политической жизни. Так, например, во время оно они нанесли финальный удар по режиму Тэтчер.
3. Так что если мы хотим разобраться в причинах нового бунта, смотреть надо на его предысторию и его социальную составляющую. Я не буду повторять то, что уже написали до меня. Просто скажу, что в основе волнений лежал социальный протест городских низов. Это люди, которые либо вовсе не работают и живут на пособие, либо работают эпизодически, либо работают постоянно, но очень мало получают. Это огромная социальная страта. В Великобритании в нее так или иначе входит почти 30% населения. Разумеется, в этих кругах процветает криминал, распространена наркомания (включая сюда и алкоголизм). Но даже если представитель местной молодежи не является членом уличной банды, то он едва ли в восторге от деятельности правительства. Да и от мира состоятельных людей вообще. Мы имеем дело с классовым бунтом. Но бунт это не пролетарский (потому что рабочие в Великобритании зарабатывают как раз неплохо). Это волнения люмпенов, и для этих люмпенов квалифицированные рабочие заводов такие же враги, как и банкиры с политиками.
4.Касается это первой фазы бунта. Есть еще и вторая фаза: фаза карнавала. Любой крупный бунт порождает волну ажиотажа, восторга и радости. Не надо морщиться: так оно и есть. Совершенно очевидно, что в этом году мы могли и можем наблюдать всплеск волнений по всему миру. В прошлый раз это произошло в 1968 году. Я очень люблю историю 68 года, так что сразу обратил на это внимание. То, что начинается как осознанный протест или волнения в низах, очень быстро переходит в праздник деструкции. Поэтому когда я узнал, что среди участников волнений в Лондоне были дети из вполне респектабельных семей, меня это не удивило. Дело не в варварстве и не в тяге к насилию, а в свойствах человеческой психологии. Их заставляло кидаться в окна камнями ровно то же, что заставляло парижских студентов в 68 году кидаться камнями в жандармов: в глубине души они знают, что под булыжниками - пляж.
Волнения для них - форма освобождения и сбрасывания пара, а любому молодому человеку есть, что сбросить.
Вторая фаза, карнавальная, очень интересна, но я не буду больше ее касаться. Это задачка для психологов и педагогов, а я не тот, и не другой. Более того, я не вижу в этом большой беды. Мне не нравится насилие и жаль погибших, но в самой по себе активности молодежи я вижу и немало хорошего. Альтернатива тут простая. Либо они живут так, как им нравится, что имеет риск перейти в деструктивное веселье. Либо маршируют в ногу под слова вождя (с усами или без оных). Я лично за первое.
5. Самое интересное и самое важное. Что заставляет этих людей бунтовать? Давайте сразу выбросим на помойку пару всем известных вариантов ответа. Это не провокация властей (в отличие от конспирологов, политики, как правило, не идиоты). Это не выражение народного гнева (потому что народа никого тут нет). Кивать на то, что этих людей, дескать, годами развращали либеральными взглядами тоже не стоит. Те, кто развращен либеральными взглядами (симпатичные дизайнеры-геи; оппозиционеры, защищающие свободный Тибет; экологи всех мастей; журналисты-неомарксисты; женщины, волнующиеся за свои права) не громят магазинов. Мультикультурализм и либеральные свободы тут не кстати, потому что люди, которые били окна в Тотенхэме про них не знают. Это самые малообразованные, самые нищие и самые традиционные круги Великобритании. Готов поспорить, что большинство из них - верующие не в то, так в другое, потому что люмпены это всегда рассадник для религиозного фанатизма. Над либеральными правами человека и достижениями современной морали они смеются так же, как и соответствующие круги в РФ.
6. Что же это тогда? Как я уже сказал, мне кажется, что это волнение люмпенов. Многие говорят, мол, беда в том, что этих людей годами кормили пособиями. Но это, извините, не анализ. Это все равно, что сказать: "Это больной умер от лекарств". Проблема заключается не в пособиях, а в том, почему эти пособия платят. А почему?
Прежде всего потому, что эти люди не могут найти себе работу. Не "не хотят", а именно "не могут". Тот, кто не может найти себе работу, становится люмпеном. Пособие для него - единственная возможность выжить, не совершая преступлений. (Поэтому те, кто сейчас предлагает отменить пособия, просто не дают себе труда задуматься о том, какую волну преступности это породит).
Это порочный круг. Западное общество устроенно так, что заработать в нем может только тот, кто обладает образованием и привычкой работать, закладываемой все в той же хорошей школе. Это касается не только биржевого брокера, врача и адвоката. Это касается и простого рабочего на заводе, потому что те времена, когда можно было просто стоять у конвейера, на западе уже закончились. Что бы ты ни делал, ты должен получить как минимум приличное школьное образование. Но если у тебя этого образования нет, ты живешь на пособии. На пособие ты никак не можешь дать хорошее школьное образование своим детям. И они тоже никуда не могут устроиться. Ко второму поколению это образует прослойку людей, которые никогда никем не работали, потому что у них и возможности такой нет. Для них в этом обществе просто нет рабочих мест. Что им остается делать? Жить на пособие или идти в уличные банды.
7. Эта поучительная история имеет к нам самое прямое отношение. Россия - хотим мы этого или не хотим - идет к тому же. Наше общество очень скоро начнет выталкивать из своей среды тех, кто не будет отвечать определенным образовательным стандартам. Боюсь, что это совершенно неизбежно, потому что таков путь развития технологии. С каждым годом работодатели будут все меньше требовать способности тупо исполнить задачу или просто стоять у станка, нажимая одну и ту же педаль. В новом мире от работника требуется немного больше фантазии и энтузиазма, а заодно - намного больше образования.
Поэтому нужно смотреть на Великобританию и видеть свое будущее. Каким образом мы можем его избежать? Кое-кто, как я уже. писал предлагает отменить пособия. Это отличный способ: не кормить рыбой, а дать удочку. Но проблема в том, что таким образом мы дадим удочку человеку, живущему в пустыне. Даже если мы принудим всех этих людей искать работу, они ее не найдут, потому что этой работы просто нет. На выходе мы получим не армию трудяг, а армию бандитов, и Тоттенхэм с Брикстоном станут взрывоопасными не раз в пять лет, а каждый день.
8. Я не экономист. Но мне кажется, что единственный выход из этой ситуации - не отмена, а увеличение и перераспределение социальной помощи. Чем больше денег мы вкладываем в образование, тем больше выпускник школы будет подходить к нашим стандартам. Это, в общем, единственная и главная задача школы: формировать человека, пригодного для жизни и работы в обществе. Но наши школы (что английские, что русские) работают так же, как работали 50 лет назад. Они воспитывают человека индустриальной эпохи. Индустриальная эпоха кончилась. Но школа, как конвейер, год за годом выдает нам детали для уже несуществующего механизма. Так что если мы хотим начать любую реформу, начинать надо с реформы образования.
Это единственное лекарство. Новые рабочие места для жителей Южного берега Темзы или ребят их московских предместий не появятся. Создать эти места самостоятельно они не могут, потому что для этого нужен капитал - у них есть только пособия. И если мы не хотим смириться с районами полунищих, то нужно искать принципиальные, а не временные способы устранить такое положение вещей.
Говоря предельно просто, эта социальная страта - как больной. Когда у нас на глазах больной теряет возможность самому идти к врачу, у нас появляется два варианта. Мы можем бросить его и сказать "пусть карабкается сам". А можем взять и понести. Это тяжело и неприятно, но это, мне кажется, единственный человеческий путь.
Все это вы знали и без меня, я надеюсь.
Если вам не понравился мой пост (или если вам просто лень его читать), посмотрите это видео. Оно смешное и имеет примерно столько же отношения к реальным волнениям, сколько размышления любого аналитика к востоку от Ла-Манша (включая меня).
11.08.2011 в 22:06
Пишет Макавити:Не знаю, видели ли вы уже это ужасающее десятисекундное видео из Великобритании. Его сегодня все обсуждают.
.Это какой-то летающий цирк Монти Пайтона в реальной жизни. Мне все время кажется, что в конце молодой человек обернется и скажет: «It's...»
URL записи.Это какой-то летающий цирк Монти Пайтона в реальной жизни. Мне все время кажется, что в конце молодой человек обернется и скажет: «It's...»