Ты гроза, гроза ночная, ты душе блаженство рая, дашь ли вспыхнуть, умирая, догорающей свечой?!
Когда худая девушка может быть просто столбом, но никто слова не скажет, что она играет эльфийку, а толстая женщина должна узлом завязаться и "круто сыграть", чтобы кто-то-там признал ее "право" играть эльфийку - это и есть фэтфобия и эйджизм.
Любая женщина, любой внешности имеет право играть любую близкую ее сердцу роль на ролевой игре. И имеет право на фэйл или на триумф. Толстая женщина имеет право приехать играть эльфийку и как блистать в этой роли, так и "не отсвечивать".
Любая женщина, любой внешности имеет право играть любую близкую ее сердцу роль на ролевой игре. И имеет право на фэйл или на триумф. Толстая женщина имеет право приехать играть эльфийку и как блистать в этой роли, так и "не отсвечивать".
Вот тут хочу задать вопрос, что значит это "имеет право" на практике.
Мне казалось, дело обстоит примерно так: в общем случае (да и в абсолютном большинстве конкретных тоже) игра - это история не про конституционную демократию, а скорее про диктатуру. И права играть те или иные роли (в комплекте с некоторым количеством обязанностей) раздает конкретный человек или группа людей. Исходя из своих ожиданий, своих желаний, своего понимания предстоящего игрового процесса, своей оценки соответствия конкретной роли (конкретных обязанностей) и возможностей конкретного человека. У разных мастеров и мастергрупп этот комплект представлений может быть разным и давать очень разные результаты, но подхода "любая роль любому ваще человеку, и пятьсот джекворобеев сверху" я не видела ни у кого. Как и ни одной игры, на которой роли распределялись бы рэндомно или только в соответствии с пожеланиями игроков. Всегда есть фигура, раздающая права! Вот я о чем. И всегда это фигура предельно конкретна.
Поэтому у меня полное ощущение, что я абсолютно не понимаю приведенный выше тезис. Что значат вот эти слова вот в этой последовательности: любая женщина, любой внешности имеет право играть любую близкую ее сердцу роль на ролевой игре. Что в твоем понимании является на практике источником права играть на РИ определенную роль?
(на всякий случай еще раз простыми словами: ни в коей мере не стремлюсь оспорить ничьи права; но очень стремлюсь узнать, кто или что, по-твоему, раздает права на РИ).
- - -
Ну и да. Любой игрок имеет право на фэйл или на триумф, безусловно. Любой человек имеет право на ошибку. Избавляет ли это его от реакции окружающих? Нет. Любой игрок/мастер имеет право на реакцию в отношении игры любого игрока, если эта реакция укладывается в действующее законодательство бла-бла-бла. И вот идет столкновение прав: права игрока фейлить и права остальных реагировать. Обязан ли игрок непременно учитывать эту реакцию? Тонкий момент. Может получиться так, что ей/ему придется.
- - -
На всякий случай: лично мне неважно, какого размера человек, играющий эльфийку, и какого пола человек, играющий адмирала Макарова / медсестру Иванову / Северуса Снейпа / Галадриэль.
Но роли - это во многом история про "соответствовать" и "отвечать ожиданиям". Причем чем заметнее роль, тем больше будет ожиданий. В ход пойдет все: оценка визуального образа, окружающего антуража, речевого портрета, темпа игры, поведения и т.д. и т.п.; так уж вышло, что огромную (бОльшую) часть информации о происходящем люди получают через глаза. Поэтому визуальный образ важен. И тем, чья внешность соответствует неким общим ожиданиям от роли, общему пониманию образа, закономерно приходится прилагать меньше усилий.
Грубо говоря: Снег, вероятно, может сыграть 16-летнюю эльфийскую принцессу. Но ему потребуется больше ресурса и усилий, чем понадобилось бы 15-летней девушке. Алисе, скажем, Быстрых. Я, допустим, сильный ролевый игрок и смогу, корячась, сыграть Хагрида так, чтобы мне сказали "хрен с тобой, верим". Но Урукхай справится с этим гораздо меньшей кровью - и, вероятно, на этой роли даст игре больше, чем дала бы я. Я же не одна на полигоне. И нельзя учитывать только мои хотелки и ожидалки. Про сексизм ли эта история? Не думаю. Про неуважение? Мне кажется, напротив. Я крайние примеры придумала, конечно.
Но, короче, я к тому, что пока глаза рулят, оценка внешнего соответствия игрока предполагаемому образу будет базой для всего остального. А если этой базы нет, будут искать другое, на что бы опереться. То самое "круто сыграно". Или костюм. Или антураж. Любую зацепку, чтобы принять условность игры, не запинаться глазом, не спотыкаться мозгом, не пасовать фантазией.
А о визуальное несоответствие же тоже спотыкаются. Как о неигровые разговоры. Как о пожизневую одежду. Погрузиться в игру не так уж легко, а вот быть из нее выбитым - на раз. И чтобы что-то держало тебя в игре, в состоянии "я этому верю, я это живу", нужно минимизировать шероховатости - или компенсировать их.
Мне кажется, как-то так.
И еще: сказать "фэтофобия" и "эйджизм" - не так сложно. Но что решают эти ярлыки? Вот я говорю: "фэтофобия и эйджизм!" - а дальше? Мне представляется, чтобы как-то работать с ситуацией и что-то делать, имеет смысл понимать, почему так. Отчего сложилось именно это, а не иное. Откуда берется то, что является или выглядит фэтофобией и эйджизмом.
Тема интересная, поговорить интересно. В смысле - не просто обозначить проблему, а разобраться. Собственно, я за этим и. Если у тебя вдруг есть желание.
Пардону прошу, что прилезла. По невнимательности это моей. Мне уже не дают не отредактировать, ни стереть, прошли драгоценные минуты.
Условно, если бы единственной проблемой толстых женщин в возрасте было то, что на ролевых играх их не берут играть эльфиек, то это не было бы дискриминацией. Поскольку против толстых женщин в возрасте существует система предубеждений: на основании их возраста и внешнего вида делаются выводы об их личностных качествах, способностях, их ограничивают при найме на работу и т.д., их действия оцениваются по другой шкале, то присоединяясь к этому довольно масштабному процессу, мы всего лишь льем воду на ту же мельницу. Опять же, если мы не делаем так, то мы не то чтобы "вжух" и решили проблему дискриминации. Потому что все вышеперечисленное (предвзятость, найм на работу и т.д.) сохранится.
Это для меня вопрос про то, "что могу делать лично я, чтобы не участвовать в процессе, с которым я не согласна".
Я могу только отслеживать у себя предвзятость в отношении определенных игроков ("Я осуждаю вот эту женщину за то, что она потребовала от принца, чтобы он женился на ней. Это полная женщина в возрасте около пятидесяти. Стала бы я осуждать ее так же, если бы она была тонкой и звонкой девочкой двадцати лет? Нет? Хм!" - реальное мое рассуждение на Махабхарате). Я могу стремиться к бОльшей открытости и свободе от предрассудков на собственных проектах. Могу инициировать дискуссии об этом, чтобы люди неким образом самоопределялись, если это для них актуально. Могу относиться менее критично к игрокам, которые фэйлят при внешнем несоответствии роли, и более критично к тем, кто подходит по внешности, но играть не умеет. И так далее. Исцелить мир я не могу. Даже отдельно взятое ролевое движение не могу.
Ну и у них есть право играть эти роли, конечно, с тем же "Гамлетом". Но мне хотелось бы заранее знать, идя на спектакль, что там будут юные неопытные актрисы, пытающиеся в мужиков среднего возраста и современное искусство. Чтоб я не тратила на это свое время, когда не в настроении экспериментировать и проверять, гениальны ли эти юные актрисы, или спектакль будет настолько, насколько можно ожидать от описания.
Когда я была молода, прекрасна и эльфовидна и даже покрасила волосы в цвет утренней бензиновой пленки на майских лужах... то есть, простите, в медный, меня единственный раз в жизни упрекнули в том, что я недостаточно эльфообразна. Потому, что я неправильно ставила ударения в квенья.
Упрекала меня полная женщина лет 40. С дефектом речи. Лица окружающих мгновенно помрачнели. Глаза зажглись праведным гневом. Вы думаете, окружающие немедленно взъелись на нее? Сказали "ты старая и толстая, а вот туда же"? Конечно же нет! Окружающие сказали мне "Нинквэлотэ, дорогая! А ведь тебе дама дело говорит! Поучи-ка ударения! Стыдно!"
Я поучила, и мы с остались вполне довольны друг другом на последующие много лет. Я иногда по ней скучаю и считаю, что она играла эльфов почти идеально. Чем-то таким она наполняла пространство вокруг себя, что мне сразу становилось возвышенно и спокойно: ну вот как Фродо в Ривендэле. При этом нельзя сказать, чтобы она всегда что-то такое активно делала. Могла и столбом постоять. Просто вот она очень круто играла эльфов - потому, что чувствовала их и была потрясающе настоящей и уместной. Даже когда была антуражным столбом.
Среди моих любимых ролей (точнее, ролей других людей, о которых я вспоминаю до сих пор) - крупная женщина в роли эльфийского лорда (я бы за него умерла. серьезно), худющая блондинка в роли гномского мужика (с бородой, секирой и набором поговорок) и Маэглин, которого играла Зойка. Маэглин был ниже меня на голову и несколько полнее.
Не мешало.
Также я один раз вышла замуж (практически вопреки сюжету, но очень круто) за мужского персонажа, сыгранного довольно полной женщиной - мы тогда сделали слухов на всю оставшуюся игру - потому, что кузнец посватался к дочке короля и (фига себе!) она согласилась! Да, я согласилась. Мой персонаж в этого кузнеца влюбился без памяти! И у меня не возникло в голове ни одной мысли о том, что кто-то толстый или кросспольный игрок, серьезно - и я надеюсь, что у других игроков такой мысли не возникало тоже.
В московской толкиенистской тусовке, где я выросла, очень многие роли всегда играли кросспольные игроки. Может, дело в этом, и я просто привыкла и не знала, что можно иначе (вообще ценз по внешности в РИ - для меня совершенно новое явление, я вообще с ним не сталкивалась сама) - а может они все просто были настолько хорошими игроками, что вопрос о том, что кто-то недостоин роли, даже не вставал.
Когда я бываю мастером - да, я часто пишу, что кросспол допускается по согласованию с мастерами. Но, опять же, при чем тут внешность, если ты не можешь сыграть человека противоположного пола?
Но я правда думаю, что вопрос - не в толщине, а в уместности. Тут как в предыдущем комментарии: если ты сыграл плохо, становятся видны все твои косяки и особенности (включая, например, нестандартный размер). Поверь мне, худую девушку в роли человека-дерева тоже могут доской обозвать. И обзовут. А с плохим игроком я не захочу взаимодействовать и играть, сколько бы игрок ни весил и какого бы пола он не был.
Я обожаю твои истории они-все-про-лингвистинку-но-вообще-то-нет.
Каждый раз по окончании семестра в нашем университете студенты заполняют анонимно опросы о том, насколько хороши были курсы и преподаватели этих курсов.
Когда я только приехала и страшно боялась студентов, а также материалов и новой обстановки, я старалась не отсвечивать. На консультациях консультировала, но очевидно робела и не умела презентовать материал (тут нужно заметить, что я всю жизнь преподавала французский в маленьких группах, а тут хопа - огромный класс и всех надо учить и запомнить, а то не профессор же будет их запоминать? она и так занята!).
И мне в этих формах оценки все писали: ну, она непонятная какая-то и английский у нее плохой.
В прошлом году меня поставили преподавать на курс, материал которого я любила и вообще страшно этой темой интересовалась. Мы моментально нашли общий язык с группой, студенты ходили ко мне на консультации в больших количествах, мы подружились с профессором К., и, в общем, семестр прошел очень продуктивно.
В формах оценки меня про качество моего английского вообще никто не упомянул.
Стал ли мой английский лучше? Нет. Стал ли мой русский акцент менее заметен? Конечно, нет.
Просто когда оказалось, что я много знаю и могу донести материал, это оказалось не так важно.
А когда про меня больше нечего сказать, то тут, конечно, всплывет и английский.
Т.е. пока женщина отлично играет эльфийку, ее размер и рост не важен. Все акцентируются на другом.
Вес (ну или рост, или прыщ на носу, или выговор еврейский на желтой лестнице печальной, или фрикативное Г, или косоглазие, или двухметровый рост, или нога 45 размера, или девичья фамилия вашей троюродной бабушки) будет вспоминаться тогда, когда игрок больше ничем не запомнился.
И - да: любая женщина имеет право играть эльфийку.
А я имею право не обрадоваться тому, как она это делает, вне зависимости от ее роста, веса и, например, акцента, если она делает это плохо. Нет?
Важно понимать, что дискриминация - явление системное. Так что я говорю о праве вообще и считаю, что люди, которые вводят на своих играх кастинг по внешности, поддерживают дискриминацию. Проблема с дискриминацией состоит в том, что ее очень трудно не поддерживать, даже если стараешься не. Есть масса исследований на выявление скрытых предубеждений и мыслительных механизмов, которые приводят к тому, что мы поддерживаем систему угнетения, даже если по убеждению сугубо за свободу-равенство-братство.
Сейчас у меня сошелся паззл: вот эти явления в жизни ролевого движения часть других, более масштабных явлений. Когда разражается очередной срач на тему "не пускать толстых играть эльфиек" (в недрах этого дневника тоже есть такой), это не просто люди чего-то не поделили, это часть таких явлений как - смотри выше.
Я могу считать, что это плохо.
Я могу говорить об этом вслух.
Я могу предлагать людям пересмотреть свою позицию по этому вопросу и постараться на доступном им уровне противодействовать дискриминации. На этом месте мое влияние закончилось. Кто-то присоединится ко мне, кто-то закидает какашками - но рассуждая о каком-то явлении я не могу заставить людей действовать так, как считаю правильным. Только предложить.
Ты задавала вопрос "что делать?" - я ответила так, как я отвечаю на него себе сама. Рассуждать я могу на аудиторию, делать - только среди себя.
ArtemisiaAbsinthium, не вижу как что-либо из того, что ты написала опровергает мою мысль или доказывает какой-угодно-другой тезис.
И - да: любая женщина имеет право играть эльфийку.
А я имею право не обрадоваться тому, как она это делает, вне зависимости от ее роста, веса и, например, акцента, если она делает это плохо. Нет?
Да ради Эру. Но я вот, например, стараюсь сознательно воздерживаться при такой критике от любых упоминаний внешнего вида, как в положительном, так и в отрицательном ключе. И очень часто обнаруживаю, что, если не придираться к возрасту-внешности, то мне и сказать-то становится нечего. А потом делаю свое любимое "зеркало" - представляю в этой же роли, с этой же степенью готовности и этим же поведением эталонную красотку - и понимаю, что действительно более критична к тем, чьи физические параметры не соответствуют.
Возможно, я одна такая уродка на все ролевое движение, что в моей отдельно взятой уродской голове сидят какие-то ужасные монстры: я критикую толстых и возрастных женщин, я воспринимаю их хуже, чем молодых и худых, я предубеждена и вот это всё. Но что-то я дофига в этом сомневаюсь.
Hali, о, похоже, театр шифровался изо всех сил. На сайте театра, в афишах и программках ни слова не было о кастинге, все было тщательно скрыто. Коварные-коварные. Как так можно.
Так вот: что, по-твоему, является источником права вот в этом общем смысле слова "право"? Источником права вообще?
Мудрый подход, да.
Ни в коей мере не оспариваю, ибо сама придерживаюсь его же.
Вопрос выше (про "среди себя") был - именно убедиться, что я верно поняла твое высказывание.
К вопросу о том, как далеко и как глубоко в личность заходят явления, о которых ты ведешь речь.
Неизменно в таких случаях вспоминаю цитату из Пелевина. Общий смысл: у каждого из нас в голове тысячи маркетологов срали десятки лет, за пять минут эту Авгиеву конюшню не убрать.
А я говорю: да плевать, толстый или нет! Просто ты играешь или плохо, или хорошо! И я не буду относиться к толстой женщине, сыгравшей плохо, лучше, чем к худой, потому что я не вижу причин так делать. Это она сама так выбрала роль и сыграла ее, что концепт не удался - и, увы, я не могу политкорректно заставить себя считать ее хорошим игроком просто потому что политкорректно.
Конечно, когда игроки судят по внешности, получается примерно как на картинке. Но, кстати, к нашим летним "Икс-менам" некоторые люди пошли в спортзал, я думаю, не потому, что супергерои не бывают толстые, а потому, что супергерои постоянно носятся везде.
То есть девушка себе отказывала в воплощении мечты, потому что считала себя для нее уже недостаточно хорошей. Неподходящей по критериям "молодость" и "комплекция/внешность". До глубины души была поражена этим я.
Ага, а еще я тогда считала себя православной, периодически пыталась стать "настоящей женщиной", в ужасе открещивалась "чтовыговоритеянефеминистка" и вообще носила в своей голове существенно больше говна, чем сейчас, да.
ArtemisiaAbsinthium, И я не буду относиться к толстой женщине, сыгравшей плохо, лучше, чем к худой, потому что я не вижу причин так делать.
Хуже не относись и не упоминай при критике ее внешность. И будет уже неплохо. Хотя в гребаном зазеркалье, чтобы остаться на месте нужно бежать в два раза быстрее.
Hali, на этом месте я бы себе скорее задавала вопросы. Неудобные. Например. Почему у меня в XXI веке 100% женская труппа вызывает когнитивный диссонанс (ведь у современников Шекспира 100% мужская труппа вопросов не вызывала)? Почему я считаю, что женщины на сцене именно что пытаются изобразить "мужчин среднего возраста", но в упор не могу представит себе на этом месте молодых девушек (хотя, казалось бы, как вагина и молодость мешают им видеть призрака или носить алебарду)? Если я принимаю, что на этом месте женщины, что меняется? Считаю ли я мужские и смешанные труппы, играющие посредственно, обязанными уведомлять меня об этом? Как ты себя почувствуешь, если частично профейлишь какую-то работу, а заказчик при разборе скажет что-то типа "А почему вы не предупредили меня, что тестер женщина?!" (ну или будет другая близкая ситуация).
Вам было некомфортно и я вам по-человечески сочувствую. Но для меня ваш случай скорее аргумент за то, чтобы женские коллективы продолжали делать такие штуки. Чтобы когнитивного диссонанса было чем дальше, тем меньше.
Тестерство и женскость никак друг другу не противоречат, плохой пример. Роль а ля "строгий отец-одиночка, выдающий дочь замуж и изрекающий сексистские речи на тему того, как должна себя вести женщина" (из Much ado about nothing - там тоже у них была та же труппа, не повезло нам с билетами) или "взрослый мужик, напутствующий сына и дочь по-разному" и "актриса - молоденькая девочка с тонким голосом" друг другу противоречат таки, да. Одно дело - спектакль по мотивам, где и роли бы тоже изменили, другое дело - шпарить оригинальный текст со своим видением труппы. В этом случае к труппе повышенные требования, и это вполне справедливо, по-моему. Точно так же у меня повышенные требования к актерам-мужчинам, играющим женские роли.
Точно так же, кстати, вот именно толстая эльфийка канону не противоречит - поправьте меня знатоки, но не помню у Толкиена ничего на счет толщины. А вот неухоженная или очень невысокая эльфийка с прокуренным голосом - противоречит, потому что эльфы заявлены как прекрасные высокие созданья с мелодичными голосами. Короче, в несоответствии проблема, а не в атаке на конкретные группы населения. Та же невысокая дама с прокуренным голосом отличного гнома заделает, скажем.
Тестерство и женскость никак друг другу не противоречат И угадайте, почему. Ага, в том числе потому, что злые страшные феминистки вызвериваются на высеры, что женщина не может в тестеры-ПО-и т.д.
Но это уже все оффтопик, вызванный только тем, что ты меня записала в сексисток с неудобными вопросами. Ну если это он, что ж я сделаю-то. Не-сексизм это "Труппа такого-то театра играет плохо, у них неудачно подобраны актеры на роли, есть претензии к интонированию, мизансценам, свету, общей динамике". "Труппа такого-то театра играет плохо, да у них еще и одни женщины играют", - он родимый. У кого из выросших на постсоветском пространстве нет этого в голове? У меня так точно есть. Например, я не слушаю больше Умку, потому что она откровенно мизогинична, но "прощаю" такие же или более мерзкие "высеры" Калугину. И да, я могу только зафиксировать в своей голове, что в этой сфере пока заметно более требовательна к женщинам, и что это, в том числе, проявление внутренней мизогинии.
Ага, а негры отлично играют слуг и подсобных рабочих.
А негры отлично играют кого угодно, если роль не завязана на расовый конфликт конкретно между белыми и черными, и она - для белого персонажа. Женщине играть мужика, который вызверяется на женщин с позиции мужчины - то же самое, что негру (кстати, использую твою лексику, а так вообще-то это расистское слово, так же, как "гомосексуализм" - гомофобское) играть ку-клукс-клановца, читающего речи про то, что черные все тупые уроды, и надо их вешать. Вот что терпеть не могу, так это когда прекрасные движения за права человека доводят до абсурда и теряют всякую логику.
Хм. Я ее, конечно, давно не слушал толком, просто потому что инфополе мое много чем еще забито. Но удивился сильно.
Надо будет при случае попытаться сравнить свои ощущения от нее и попытаться понять, чем она такое мнение у тебя сформировала...